Несказочные истории: Снежная королева

0
886

Несказочные истории: Снежная королева

Психолог, Семейный терапевт, Гештальт-терапевт

Одним из ярких женских сказочных персонажей является Снежная королева. Попробуйте, не задумываясь, назвать несколько ассоциаций с этим образом. Я провела такой эксперимент с коллегами на работе.

Ассоциативный ряд у всех оказался очень похожим: это красота, холод, величие, власть, независимость. Снежная королева – прообраз многих современных женщин. Но кто она? Почему она такая? Как с ней взаимодействовать? На эти вопросы можно найти ответ в одноименной сказке Г.Х.Андерсена. Попробуем?

Итак, начнем с ее описания. Напомню, что она впервые предстала перед глазами мальчика Кая, превратившись из снежинки в женщину. «Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался …» 

Итак, Снежная королева – женщина. То есть это не маленькая девочка и не старуха. Женщина такого возраста должна проходить один из важных этапов развития – это невеста, жена, мать. Но мы не знаем семейного и социального статуса Снежной королевы.

Из истории известно, что она одинока и разъезжает по свету в огромных санях. Однако Снежная королева не выглядит несчастной в своем одиночестве. Похоже, она всегда находит себе занятие – пугать, замораживать, повелевать, забирать. 

Эта женщина выглядит весьма привлекательной для Кая. Правда, Каю попал в глаз осколок зеркала тролля, и его восприятие своеобразно – он видит изъяны, червоточины во всем живом, развивающемся, растущем и увядающем.

Его очаровывают только совершенные формы, только гармония – но не живая, а застывшая. Мертвая. Именно поэтому путешествие Кая в мир Снежной королевы иногда сравнивают с путешествием в мир смерти, где он, холодный и бледный, пытается собрать изо льда слово «вечность». Жизнь – живым, а мертвым – вечный покой…

Итак, Снежная королева увозит Кая в свой мир. Для Кая она прекрасна, эта «высокая, стройная, ослепительно белая женщина». Снежная королева целует его в лоб, и ее поцелуй «пронизал Кая насквозь и дошел до самого сердца, а оно и так уже было наполовину ледяным.

На мгновение Каю показалось, что он вот-вот умрет, а потом ему стало хорошо, и он уже не чувствовал холода. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он забыл и маленькую Герду, и бабушку, всех-всех, кто остался дома. 

—Больше я не буду целовать тебя, — сказала она. — А не то зацелую до смерти! 

Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством.

Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей … А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало… Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу».

Итак, Снежная королева умеет очаровывать. Мужчина рядом с ней впадает в оцепенение и забывает обо всем – о своих близких, о важном и насущном. Он кажется сам себе не таким значимым и умным, как до встречи с этой женщиной. А она остается закрытой, лишь улыбается – и будит фантазии мужчины, и заставляет его оставаться рядом с совершенной женщиной столько, сколько она сама этого захочет… 

В фильмах образ холодной роковой красотки воплотили Шарон Стоун в «Основном инстинкте», Моника Белуччи в образе ведьмы в сказке «Братья Гримм». Это эмоционально холодные, властные, успешные женщины. Про них все понятно. Интереснее другое – какого партнера они себе выбирают? 

Этот партнер – мальчик. Не обязательно по возрасту – это, скорее, отражение его инфантильности и незрелости. Взрослый мужчина знает, чего хочет, у него есть Дело, он уверен в себе и вступает с женщиной в партнерские отношения.

В истории Андерсена Кай полностью поглощен, порабощен Снежной королевой. Он забыл себя, забыл своих близких и делает то, что ему приказала госпожа его сердца. Но – подсказка – это сердце не простое, а ледяное, холодное, безжизненное.

То есть живой, эмоционально теплый мужчина вряд ли обратит внимание на такую женщину. Ей нужен тот, в чье сердце уже «попал осколок» зеркала тролля, то есть травмированный, с замороженными чувствами, неспособный любить, любоваться жизнью во всех проявлениях, пытающийся найти совершенство… 

Случай из практики
Максим вырос в очень обеспеченной семье. У него было все – похоже, кроме родительской любви. Мама с гордостью рассказывает о том, что у нее сменилось восемь нянь, прежде чем она нашла своему сыну подходящую. То есть очевидно, что с самого раннего младенчества Максим был травмирован.

Только привязался к одной няне – ан нет ее уже, привыкай к другой. А потом к третьей. Поэтому, похоже, Максим вообще ни к кому не привязан – ни к маме, ни к папе. Осколок зеркала в его сердце с самых первых месяцев жизни. 

А мама его обратилась за помощью потому, что Максим пять лет назад женился на женщине, которую ненавидит вся их семья. Она старше Максима, у нее свой бизнес. После женитьбы Максим оборвал почти все контакты с родителями и занят только работой.

Жена никогда не зовет его к телефону, а сам он не торопится им позвонить. С утра до вечера Максим и его жена, как выражается мама, скачут на золотой антилопе, которая, как нам известно из песни Ляписа Трубецкого, «бьет копытом, денежки кует».

Жена Максима в критическом для деторождения возрасте – ей уже 37 лет. «Красивая»,- вздыхает мама. Фитнес, личный тренер, диета, отдых за границей. Все есть – а детей заводить не собирается. И сына убедила, что нужно жить для себя.

Сын стал закрытым, с прежними друзьями не общается, все время проводит со своей женой. Он обожествляет ее, дарит подарки, цветы. Им, похоже, хорошо вдвоем… Но мама волнуется. Говорит – она холодная, злая, никого не любит. 

Я не знаю, чем помочь этой женщине. Тяжело ей, воспитавшей Кая, который достался Снежной королеве. А у Снежной королевы много ресурсов – она мужу то новый автомобиль подарит, то экзотическое путешествие.

Мальчик Кай нуждается в игрушках, а у Снежной королевы их полный склад. Если бы у Максима было нормальное детство – нормальное в том, что ребенка нужно не только кормить-поить-одевать, но и любить, быть с ним – вероятно, он бы нашел другую жену.

Но родители все время были заняты своими делами и оценивали сына только по формальным аспектам – что получил, как себя вел, каким прибежал на соревнованиях. А про его переживания, про то, как ему живется, им было неинтересно – ведь все остальное было хорошо.

И вот теперь в его жизни, по словам мамы, все рассчитано – Максим «куплен» своей женой, всецело ей предан и подчинен. Маму он не слышит, и, видимо, ей не дождаться внуков. Но, похоже, сын не чувствует себя несчастным – ведь «каменное сердце не болит».

Да и мама изменилась только после того, как перенесла сравнительно легкий инсульт, прекратила трудовую деятельность и, наконец, в 56 лет осознала, что кроме денег и работы в мире есть любовь, семья, чувства… То есть почувствовала в буквальном смысле, что у нее есть сердце. Но поздно – Кая умыкнула Снежная королева, а на роль девочки Герды мама как-то не подходит.

Снежная королева может быть не только подругой и женой. Она может быть матерью – холодной, властной и требовательной. Дети, выросшие с ней, старательно делают то, что им поручили, стараясь заработать очередную похвалу от мамочки.

Обычно они лишены самого главного – эмоциональности. Ни тепло, ни любовь в такой семье не приветствуются. Эти чувства и переживания нельзя измерить, перевести в материальный эквивалент – и поэтому они не в цене.

Папа – если он выжил в атмосфере ледяного безмолвия – это все тот же мальчик Кай. Если он занят складыванием слова «вечность» или другим подобным делом, то ему некогда смотреть по сторонам и думать о чем-то еще.

Так что дети в этой семье живут без любви – и без отцовской, и без материнской. Обычно в таких семьях вырастают те, кто во взрослом возрасте пополняют ряды так называемых нарцистически организованных личностей – людей, для которых важно казаться, а не быть; получать, не давая ничего взамен. Они относятся к людям как к пешкам.

Конечно, они продолжают семейные традиции и вступают в браки только с людьми царской крови – Снежными королевами и королями, а пешки используют, чтобы выиграть в великой битве жизни, забывая, что жизнь конечна, а вечность бывает только за гробовой доской.

Снежная королева может воплощаться в образе «страшной бабы» — грубой, циничной и жестокой. Это революционерки, стрелявшие в людей; эсэсовки, мучившие заключенных в лагере. Это карьеристки, идущие по трупам и никогда не оглядывающиеся назад – разве что для того, чтобы этими трупами полюбоваться.

Вы можете встретить Снежную королеву и в кресле директора школы, и в поликлинике, куда вы пришли за помощью и получили крайне агрессивный ответ, и в очереди. Они повсюду.

Снежная королева в качестве матери калечит детей. Снежная королева в качестве жены замораживает сердце своего мужа. Снежная королева в качестве подруги соблазняет кристально-холодным и ясным миром, в котором главные ценности материальны и могут быть измерены, подсчитаны и переведены в долларовый эквивалент. 

Снежных королев множит современная жизнь. Средства массовой информации, активно внедряющие в наше сознание идеи культуры полезности, а не культуры достоинства. Глянцевые журналы, которые кричат: «главное – не быть, а иметь».

Родители, которые на своем примере демонстрируют холодность и отстраненность от проблем ребенка, от всего того, что называется человечностью, во имя какой-то непонятной и обычно недостижимой цели.

В фильме «Дьявол носит Прада» главная героиня совершает свой выбор в пользу жизни и любви. Но это в кино. А в жизни топ-менеджеры задыхаются, впадают в депрессию, пьют целый день кофе, чтобы взбодриться, а вечером снотворное, чтобы уснуть – но не уходят, пока синдром сгорания полностью их не дезориентирует.

В реальной жизни молодежь не хочет вступать в брак и заводить детей, потому что в мире, помимо семьи, есть много интересного – экзотические путешествия, вкусная еда, дизайнерская одежда, автомобили.

Всего то, что требует сосредоточенности на зарабатывании денег, а не на отношениях. Целые форумы посвящены описанию того, как девушки «разводят» мужчин на дорогие подарки, а мужчины норовят найти невесту побогаче – и все это остается в рамках проблемы «кто виноват» и «что делать». Обсуждая эти темы, никто ничему не учится, потому что такие уроки нельзя извлечь, оставаясь прежними и не меняя самих себя. 

Поцелуй Снежной королевы превращает сердце человека в ледышку. После этого человек становится носителем синдрома Снежной королевы. Он заразен. Его чертами являются:

  • игнорирование сферы человеческих отношений. Все отношения технологизируются – отсюда появление массы книг типа «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей», «Как правильно воспитывать мужа» и даже «Как бить свою жену». Конечно, мы все влияем друг на друга. Но если люди специально обучаются психологии манипуляции, формализации отношений – становится страшно при мысли, что на самом деле скрывается за пресловутой маской замороженной «голливудской улыбки»;
  • сосредоточенность человека на какой-то деятельности ради самой деятельности. Уже не важно, что человек начинал работать, чтобы достойно жить, дать образование детям, заработать на хлеб насущный – он забывает обо всем и концентрируется только на своих достижениях. Если, складывая изо льда слово «вечность» или занимаясь бесконечной работой, человек занят только мыслями об успехе, славе, о том, что будет, когда он полетит в космос, вырастит чудо-картофель или напишет мега-поэму, он забудет об окружающих его людях;
  • эгоизм. «Я! Мое! Мне!»,- становится главным лозунгом этих людей. Они чувствуют себя лучшими, избранными, необыкновенными. Это «короли» и «королевы» жизни, и поэтому им должно доставаться то, чего они хотят, и немедленно. Мальчик Кай или должность, муж подруги или понравившаяся дорогая вещь – не важно. Они считают, что имеют на это полное право;
  • пренебрежение желаниями, потребностями и чувствами других людей. Семья и друзья либо терпят и принимают, находя объяснения такого поведения, либо уходят, потому что надоедает чувствовать себя «винтиком» и функцией для выполнения каких-то обязанностей;
  • требование от себя и других – в основном от других – совершенства. Если другой человек не соответствует высоким стандартам и идеалам – он обесценивается и исключается из числа значимых людей;
  • сосредоточенность на внешних проявлениях жизни, отказ от понимания ее глубины с такими понятиями, как любовь, добро, ценности, вера;
  • «замороженность» человека, эмоциональная «уплощенность», отсутствие глубоких чувств и переживаний. Единственная причина, по которой он может страдать – так только из-за того, что ему не досталось то, чего он хотел. Но этим людям не свойственны сочувствие, понимание, желание разделить чужую боль или радость. Снежная королева – или «снежные люди» – вообще не способны ставить себя на место других людей и понимать, что с ними происходит. Это люди эмоционально глухие и немые.

Грустно, потому что вокруг все больше мальчиков и девочек, у которых в сердце уже давно кусок дьявольского зеркала, и стоит им встретить Снежную королеву – или другой персонаж такого рода – как их сердце превращается в льдинку. Как им помочь? 

Каждая сказка содержит не только проблему, но и ее разрешение. Ледяное сердце можно растопить любовью, верой и надеждой. Только благодаря встрече с Гердой Кай смог вернуть свои чувства и снова стать человеком. Этой Гердой может стать любой другой человек – друг, подруга, психолог, любящий близкий.

То, что замерзло, исчезло после взаимодействия Кая со Снежной королевой, может возродиться только в другом контакте. Потому что «можно купить дом, но не очаг; можно купить кровать, но не сон; можно купить часы, но не время; можно купить книгу, но не знание; можно купить положение, но не уважение»… Эта древняя китайская мудрость не теряет своей актуальности.

Поэтому так целительны для холодного сердца теплые, поддерживающие отношения. Эти отношения не будут простыми для Герды – для человека, который готов тратить свои силы и время, чтобы помочь. Но это – единственное средство от синдрома Снежной королевы, которое дает возможность человеку опять обрести способность плакать, смеяться и принимать жизнь во всех ее несовершенных, но таких чудесных проявлениях.

Источник

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here