Справедливый мир

0
92

Справедливый мир

5 сентября 2017

317

Автор: Анастасия Коврова, клинический психолог.

«За что мне всё это?» или вера в справедливый мир
«Почему это всё происходит со мной?», «Почему именно я?», «За что это моей семье?», «Этого не могло в моей жизни случиться!»… Многие люди в трудных ситуациях мучительно задаются вопросами «почему?» и «за что?». И ответы, которые они находят, не радуют.

Когда что-то, что мы оцениваем как плохое, случается в нашей жизни, то одна из наших первых реакций – попытка понять, почему это произошло. Мы ищем причину даже тогда, когда она не может быть найдена.

Несчастный случай уносит жизнь близкого человека, и мы думаем: «почему с ним, с нами это произошло?».
В семье рождается особенный ребенок, и родители пытаются понять, как так могло случиться («почему он, ведь мы здоровы, ведём правильный образ жизни и т.д.»).

Врач сообщает неизлечимый или смертельный диагноз, а внутри звучит всё тот же вопрос: «почему именно я?», «за что это мне?».

В сильном пожаре сгорает дом и всё имущество семьи. Женщина становится жертвой изнасилования. Человек вырастает в семье, где с ним обращались очень жестоко. Стихийное бедствие уносит жизни сотен людей.

И многие, многие другие ситуации. Вы наверняка найдёте в своём опыте похожие примеры.

Какие ответы мы находим?
Это зависит от нашего прошлого опыта, религиозных взглядов, личностных ценностей, особенностей мировоззрения. Довольно часто психика предлагает нам ответ, окрашенный чувством вины, — «если с тобой что-то произошло, значит, ты заслужил» («сам виноват», «отвечаешь за грехи предков» и т.д.)

В случаях, когда чувство вины развито не так сильно и уровень самопринятия повыше, мы можем счесть своё страдание незаслуженным, несправедливым. И здесь утешаем себя мыслью – «Ну ничего, ему (т.е. обидчику) это вернётся, жизнь его накажет! Наказание найдет его в любом случае! И если не в этой жизни, то в следующей точно!». Созвучны этому утешению и все вариации на тему бумеранга, кармы, божьей кары и вселенской справедливости.

Откуда что берётся?
Желание отыскать справедливую причину своего или чужого страдания часто продиктовано когнитивным искажением, архаичной психологической защитой — верой в справедливое устройство мира. Примеры объяснения несчастий народов и стран их греховностью мы встречаем в Библии и других древних текстах.

Первые крупные исследования веры в справедливый мир проводились в 60 гг. XX века и принадлежат американскому профессору социальной психологии Мелвину Лёрнеру. В ходе его экспериментов участники были очевидно склонны наделять выигравших в лотерею позитивными чертами («они хорошие, поэтому заслужили свою удачу»), а жертв насилия – отрицательными («они виновны, поэтому заслужили своё несчастье»). Более поздние исследования феномена (авторы — Рабин, Пеплау) показали, что к данному когнитивному искажению более склонны люди консервативные, авторитарные, религиозные.

Наша вера в справедливый мир нам говорит: «Ничто не случается без причины, существуют законы и закономерности, мир находится во власти справедливых правил», что даёт нам ощущение безопасности, дарит смысл, вносит распорядок в хаос.

За верой в справедливый мир находится желание контроля, ведь «если я веду себя хорошо, мир будет хорош со мной». И проще поверить в то, что «это я плохой», чем в то, что мир несправедлив. Так дети неизменно приписывают ссоры и развод родителей своей плохости («родители ссорятся из-за меня», «мама и папа развелись, потому что я плохо себя вёл»).

Потому что «если я плох, я могу начать вести себя иначе, искупить свою вину и всё снова станет хорошо». Потому что «таким образом я обретаю контроль над неподконтрольным и хаотичным миром». Потому что «за моим контролем находится страх — я боюсь беспомощности, хаоса, бессмысленности». Потому что «меня страшит мир, в котором с кем угодно может произойти всё что угодно».

Во что выливается вера в справедливый мир?
Как и любая другая психологическая защита, вера в справедливый мир полезна и нужна, потому что помогает выживать, справляться с реальностью. Но будучи неосознанной, она таит в себе множество ловушек.

Среди них – ощущение человеком собственной виновности, греховности, страх и желание быть наказанным, страх быть счастливым, если «не заслужил» или позиция жертвы, когда счастья нет, хотя вроде его «заслужил» своим правильным поведением. Слово «заслужил» в этом смысле показательное. Можно надолго застрять в стадии «за что?» («я не заслужил такого») и уйти в депрессивное состояние, хроническое недовольство собой и своей жизнью.

На уровне общества феномен проявляется в осуждении жертв насилия и неудачи («сами виноваты»), популярности написанных или экранизированных историй, где добро побеждает зло, негодяи наказаны, а герои получают награду.

Что делать? Несколько важных моментов
Осознать и принять, что мир необязательно бывает справедливым. Что не у всего есть разумная причина. Что счастье, как и несчастье, совершенно необязательно надо заслужить и уж тем более «выстрадать». Что пострадавших не стоит винить, а лучше проявить сочувствие и поддержать, если на то есть силы и желание.

А еще тупиковые и депрессивные вопросы «за что?» и «почему?» замените на вопросы, обращенные к себе:

  • Что я могу сделать с этой ситуацией?
  • Как я могу поступить, чтобы изменить, улучшить, наладить, исправить?
  • Как я могу отнестись к произошедшему, чтобы это не причинило мне вреда, а наоборот, принесло пользу?
  • Как мне лучше позаботиться о себе (и других) в этой ситуации?
  • Какое новое для меня знание несёт случившееся?
  • Чему я могу научиться в этой ситуации? Какие навыки приобрести?
  • Какие новые цели я могу поставить перед собой, отталкиваясь от случившегося?
  • Что я смогу посоветовать себе и другим, исходя из произошедшего?

Это как раз именно те конструктивные и по-настоящему возвращающие контроль и активную позицию вопросы, которые помогут обрести равновесие и наметить путь совладания с жизненной трудностью.

Метки:

Психологические защиты,

Источник

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here