Три возраста в жизни и терапии

0
127

Три возраста в жизни и терапии

Психолог, гештальт-терапевт

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен,кто вовремя созрел,


 Кто постепенно жизни холод 


С летами вытерпеть умел


А. Пушкин. Евгений Онегин.

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько Ваши переживания психологического возраста совпадают с возрастом физическим?

В статье речь пойдет о переживании человеком себя и своей жизни на разных этапах своего жизненного пути.

Я взял три периода в жизни человека – юность, взрослость и старость – потому что, во-первых, работаю со взрослыми людьми и больше о них понимаю, во-вторых, потому что большинство периодизаций психического и личностного развития заканчиваются на юности, и в – третьих, для этих возрастов свойственна рефлексивность – способность к осознаванию себя. Какие переживания собственного Я и мира являются адекватными для выделенных возрастных этапов?

Юность
Ожидание – так бы я одним словом охарактеризовал переживания этого возраста.

Юность не знает границ. Юность плохо тестирует реальность. Вся жизнь кажется еще впереди. Жизнь как возможность, потенциальность. От нее много ожиданий, надежд. Для юноши характерны следующие переживания Я и мира:

Я – неадекватные, завышенные представления о своих возможностях, способностях. Максимализм. Неясные границы своих возможностей. Я без четких границ.

Мир – воспринимается как потенциальная возможность. Завышенные притязания. Мир без четких границ.

Человек, не познавший собственных границ и границ мира, склонен к идеализации, а, следовательно, и к разочарованию. Юношеские цели и ожидания часто завышены и неадекватны Я-возможностям, и человеку для того, чтобы дальше идти по жизни,необходимо их скорректировать. Если же человек оказывается неспособным осознать свои завышенные ожидания и скорректировать свой жизненный курс, то часто он впадает в депрессию. Он остается фиксированным на стадии юности и не способен сделать шаг в сторону взрослости, застревая между двумя мирами.

Фиксация человека на этой стадии описывается в психологии как инфантилизм. У многих моих клиентов за проблемами зависимости, депрессией, приступами паники срывается неспособность произвести ревизию своих Я-способностей и скорректировать свой жизненный путь.

Взрослость
Психологическая взрослость приходит после разочарования юности. Юношеские, во многом идеальные представления о себе и мире, в норме подвергаются деидеализации. Благодаря этому процессу становится возможной встреча с реальным собой и реальным миром.

Принятие – подходящее переживание для взрослости. Для взрослого человека характерны следующие переживания Я и мира:

Я – адекватное представление о своих возможностях, способностях. Появление в сознании границ относительно своих возможностей. Принятие себя. Я такой, какой я есть. И это так! И это хорошо! Я могу опираться на себя, я могу многое решать в своей жизни, управлять ею.

Мир – имеет границы. Ограниченность мира связана с его более точным познанием и не вызывает разочарования.

Фиксация человека на этой стадии не так ярко проявляется, как фиксация на стадии предыдущей. Чаще всего она проявляется в таком феномене, как непринятие факта старения. Человек игнорирует реальность изменения (ограничения) своих возможностей (в первую очередь физических) и реальность физического времени и продолжает жить так, как будто ничего этого нет. Если ему это удается, то часто за этим может стоять скрытая депрессия, если нет, то депрессия явная.

Старость
Смирение – адекватное переживание для этого возраста.

Смирение можно истолковать как «жить с миром». Жить с миром – это примириться с миром и его правилами. Смирение – это принятие философии жизни. Законов жизни. Принятие факта смерти как этапа жизни, как воплощение закона жизни.

Жить с миром – это и принятие того, что я – это часть мира. Растворение я в мире.

Я и Мир на этой стадии находятся в единстве. Я живет в мире, и мир живет в Я.

Приведу метафору описанных выше стадий человеческой жизни.

Представим себе, что я – это водитель, а мир – дорога.

В юности водитель плохо знает технические характеристики своей машины, а порой даже находиться в иллюзиях по поводу марки своего автомобиля. Кроме того, у него недостаточный опыт управления им, да и дорогу он пока слабо представляет. Он – новичок за рулем и ему еще хочется узнать возможности своего авто. В силу этих обстоятельств его стиль вождения далек от идеала: существует вероятность не вписаться в поворот, не держать необходимую дистанцию, не рассчитать тормозной путь…

Для взрослости будет характерно хорошее знание своего автомобиля и адекватное представление о дороге, по которой ездишь. Период лихачеств и экспериментов уже позади, водитель знает все плюсы и минусы своего автомобиля, все бугорки и вмятины дороги. Он уверенно держит руль в своих руках, оптимально используя возможности авто и дороги.

В старости у водителя уже большой стаж, он бережно относиться к своему автомобилю. Его уже гораздо больше интересуют не цели и результаты поездок, а сам процесс езды. Он спокойно и умиротворенно путешествует по дороге, любуясь ее пейзажами, понимая, что и эта дорога, и этот автомобиль – это его Жизнь.

Сказанное вовсе не отменяет, что взрослому и даже старому человеку чужды переживания юности. Психологическое время, в отличие от времени физического нелинейно, он паралелльно. Скорее, отсутствие такого рода переживаний — пизнак душевного неблагополучия. Но здесь они будут не основными, ведущими же являются переживания, адекватные возрастному периоду.

Гармония в душе у того человека, чьи переживания возраста психологического совпадают с возрастом физическим. В противном случае возникают душевные проблемы, традиционно рассматриваемые в психологии как «кризисы жизни».

P.S. А Вы хорошо знаете свой автомобиль и дорогу, по которой ездите?

Метки:

Кризис среднего возраста,

Психотерапия,

Личность,

Экзистенциальный кризис,

Психологический кризис,

Смысл жизни,

Источник

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here